«АККЕРМАНИКА. ЗНАТЬ И БЕРЕЧЬ»

Интересная встреча прошла в библиотеке им.М.Горького на прошлой неделе.
Краевед и публицист Александр Маркевич торжественно передал в ее фонд серию каталогов и научных монографий об архитектурных древностях Одессы. В целом — более тысячи страниц уникальной информации и изображений, собранных и упорядоченных ведущими учеными Одесской академии строительства и архитектуры. Само событие и последующее обсуждение целесообразности проведения аналогичного проекта в нашем городе привлекло внимание представителей управления градостроительства и архитектуры, отдела культуры, студенчества ПСКТ, краеведов и общественности.
Открывая встречу, заведующая библиотекой Ольга Струмова заверила, что представленные ценные книги займут достойное место в фонде библиотеки и будут доступны не только сегодняшнему поколению, но и грядущему. Она подчеркнула, что передача книг происходит благодаря акции «Знать и беречь» в рамках проекта А.Маркевича «Аккерманика».
Слово было передано Александру, который дополнил событие передачей свежеиспеченного экземпляра «Измаил и его фортификация», по инициативе диктора исторических наук Андрея Красножона, соавтора этой внушительной монографии. Пикантность ситуации заключалась в том, что презентация работы состоится только 2 ноября в Измаиле, но дружественные связи ученого с центральной библиотекой города дали свои плоды.
А. Маркевич с удовольствием представил все научные издания, которые в 21 веке были опубликованы об истории средневекового Аккермана, стоит отметить, что наш еженедельник не раз уделял внимание монументальным работам А.Красножона. В фолианте об Измаиле, который готовился 3 года, соавтором нашего ученого стал известный турецкий специалист по исламской эпиграфике, доктор Мехмет Тютюнджи.
Заглянув в книгу, ведущий продемонстрировал изображение султанского фирмана – именного указа об основании города, который впоследствии стал Измаилом. Саша указал, что длина этого свитка около 6 м, причем половину из них составляет перечисление всех титулов правителя. Хранится этот, написанный золотыми чернилами, фирман, в научном исламском центре и до публикации книги был известен только по фотокопиям…
Еще в книге есть документ – ответ Хусен-паши на просьбу султана «разобраться» с переправой, тем местом, где позднее появился Измаил. Оно было отмечено как перспективнее, но неспокойное, что привело к тому, что город появился на 80 лет позднее…Впрочем, это совсем другая история, с которой теперь каждый из нас может познакомится в монографии «Измаил и его фортификация».
Перейдя к «главным героям», Александр продемонстрировал серию каталогов об архитектурном декоре Южной Пальмиры, назвав ее летописью того, что исчезает. Стартовал выпуск в 2010 году с книги «Брамы Одессы», и сегодня, по оценкам составителей, уже как минимум треть старинных ворот в городе отсутствует. Фотосъемка их проводилась с помощью студентов, шло снятие и восстановление чертежей, применялись компьютерные прорисовки, которые помогали в точности сохранить облик ворот. Курировал каталоги известный урбанист Олег Луговой, а издал их, как и всю серию, Александр Фридман.
Затем в 2012г. последовал выпуск каталога «Балконы Одессы» («Если в будущем будете проектировать балконы, — обратился Маркевич к студентам, — желательно опираться на плечи титанов»), далее – «Ограждение лестниц. Одесса. ХIХ – начало ХХ века». Александр с комментариями представил брошюры той же серии «Население одесских фасадов. Люди и мифологические персонажи в архитектурном декоре зданий» автора Нины Бондаренко, «Флагодержатели Одессы» Юрия Письмака, «Аграфы в архитектуре Одессы» Анны Мельник, «Очерк истории кирпичного производства в Одессе. ХIХ – начало ХХ века» Станислава Кинка, а также «Городской фольклор Одессы» Н.Бондаренко.
Автор проекта «Аккерманика» выразил желание, чтобы общими усилиями белгород-днестровцы попытались каталогизировать все сохранившееся с конца 18 по 21 век: старые ограждения, особняки, купеческие крылечки, балконы, лепку, резные двери…
Александра поддержал Максим Донец, главный специалист управления градостроительства, назвавший идею «вопросом национальной безопасности», ведь, по его словам, сохраняя культурное наследие, мы сохраняем нацию. В отличие от Одессы архитектура нашего города уцелела неплохо, есть большая архивная база, многие люди владеют старинными фотографиями, и сообща можно было создать не только каталог, но и альманах.
Целью №1 для сохранения культурного наследия Максимом была названа бывшая библиотека по ул. Первомайской (дом Асвадуровых) — шикарное здание, если привести его в порядок…
Далее А.Маркевич рассуждал о смысле культурного наследия, об архитектурных стилях, представленных в нашем городе, о печальном символе сегодняшнего времени – высоких глухих заборах, одинаковых пластиковых окнах, прямоугольниках кондиционеров, облепивших дома. Речь шла о том, что атмосфера города исчезает, о необходимости общего повышения образования и культуры для создания комфортного пространства для жизни, о роли в этом благородном деле сегодняшних студентов – будущих строителях и архитекторах.

ОЛЬГА МАЙТКОВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*